87 лет назад, 20 июня 1933 года, начальник ГУЛАГа ОГПУ Матвей Берман (расстрелянный в 1939-м) лично доложил товарищу Сталину об окончании строительства Беломорско-Балтийского канала имени товарища Сталина. Канал протяженностью 227 километров, как известно, построили в фантастическом темпе — всего за 20 месяцев. За это время было выкопано (вручную!) и переброшено более 10 миллионов кубометров грунта, построено свыше 100 гидротехнических сооружений, в том числе 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб и т.д., а также проложено 37 километров железнодорожных путей.

Беломорско-Балтийский канал имени товарища Сталина (1)

Все это — в сложных природно-климатических условиях и по античным технологиям. На стройке работало 108 тысяч заключенных, но не было ни одного экскаватора, бульдозера, грейдера и подъемного крана. Не было даже грузовиков. Лишь в отдельных местах применялись отбойные молотки и динамит для дробления скал, но, судя по фотографиям, в основном их долбили кувалдами.

Ценой за это выдающееся достижение, согласно официальной статистике ГУЛАГа, стали 12308 умерших строителей, которых в советской печати называли «каналоармейцами»: 1438 человек умерло в ноябре-декабре 1931 года, 2010 — в 1932 году и 8870 — за неполных шесть месяцев 1933 года. Резкий рост смертности был вызван авральной «штурмовщиной» на заключительном этапе работ, повышением норм выработки и одновременным сокращением рациона питания.

Разумеется, в СССР эти цифры были строго засекречены. Зато в газетах и журналах публиковались совсем другие вещи, например, репортаж писателя Александра Авдеенко, которого ленинградская писательская организация командировала на слет каналоармейцев-ударников, организованный управлением Белбалтлага ОГПУ. Вот замечательная цитата из этого отчета, описывающая, как кормили участников и гостей мероприятия:

«Я ошалел от увиденного достатка. На больших блюдах под прозрачной толщиной заливного лежали осетровые рыбины. На узких тарелках купались в жире куски теши, семги, балыка. Большое количество тарелок было завалено кольцами колбасы, ветчиной, сыром. Пламенела свежая редиска…»

Действительно, было от чего ошалеть. При этом товарищ Авдеенко, разумеется, не указал (да и вряд ли ему сообщили), что дневной рацион каналоармейца, занятого на тяжелых работах, согласно нормативу 1933 года, состоял из 800 граммов хлеба, 50 граммов крупы, 10 граммов растительного масла и 20 граммов сахара. Мясо, рыба, овощи, молочные продукты и животные жиры в него не входили вообще. Причем эта норма выдавалась лишь тем, кто выполняли дневную выработку на 100%. При 80% выработки выдавалось 600 граммов хлеба, при 60% — 500 граммов, а при менее чем 60% — так называемый «штрафной паек» — 300 граммов, означавший голодную смерть.

Тем не менее, канал был построен точно в намеченные сроки, в очередной раз подтвердив ошибочность расхожего утверждения о неэффективности рабского принудительного труда.

Беломорско-Балтийский канал имени товарища Сталина (2)

Зэки — «фалангисты» и их прораб. Бригады заключенных Белбалтлага кто-то из ОГПУшников, очевидно, начитавшийся Шарля Фурье, придумал называть фалангами. Однако после начала гражданской войны в Испании это слово в СССР приобрело негативную окраску и больше не использовалось.

Беломорско-Балтийский канал имени товарища Сталина (3)

Типовой метод дробления гранита каналоармейцами при помощи зубила и кувалды.

Беломорско-Балтийский канал имени товарища Сталина (4)

Скальные работы при строительстве шлюза №5, июнь 1932 г.

Беломорско-Балтийский канал имени товарища Сталина (5)

Оттаскивание валунов

Беломорско-Балтийский канал имени товарища Сталина (6)

Снятие грунта и уборка валунов перед началом строительства шлюза №7, июль 1932 г

Беломорско-Балтийский канал имени товарища Сталина (7)

Вывоз грунта летом

Беломорско-Балтийский канал имени товарища Сталина (8)

И зимой

Беломорско-Балтийский канал имени товарища Сталина (9)

Механизация — деревянный свайный копер со ступальным колесом, изобретенный еще в античности

Беломорско-Балтийский канал имени товарища Сталина (10)

Конная «железная дорога» с деревянными рельсами и колесами, сооруженная по проекту заключенных Совковича и Педана. На стройке Беломорканала вообще почти всё было сделано из дерева

Беломорско-Балтийский канал имени товарища Сталина (11)

Еще один образец деревянной грузовой конки

Беломорско-Балтийский канал имени товарища Сталина (12)

Очень красноречивая фотография, демонстрирующая, что на самых тяжелых работах наряду с мужчинами трудились женщины, ведь советская власть гарантировала им равноправие

Беломорско-Балтийский канал имени товарища Сталина (13)

Строительство шлюза. Абсолютно всё деревянное

Беломорско-Балтийский канал имени товарища Сталина (14)

Подготовка к обшивке досками донной поверхности шлюза

Беломорско-Балтийский канал имени товарища Сталина (15)

Митинг зэков под лозунгом «Даешь воду!»

Беломорско-Балтийский канал имени товарища Сталина (16)

Суровые пляски лагерной агитбригады

Беломорско-Балтийский канал имени товарища Сталина (17)

Под музыку работа спорится

Беломорско-Балтийский канал имени товарища Сталина (18)

Предшественник Бермана на посту начальника ГУЛАГа Лазарь Коган (расстрелян в 1939 году) во время инспекционной поездки по Белбалтлагу. Июнь 1932 г.

Беломорско-Балтийский канал имени товарища Сталина (19)

Открытка с портретами руководителей строительства Беломорканала

Беломорско-Балтийский канал имени товарища Сталина (20)

Даже установленный в честь окончания строительства обелиск с надписями «Да здравствует вождь народов тов. Сталин» и «В СССР труд есть дело чести, доблести и геройства» был деревянным, а потому быстро сгнил.

Источник