Ручная резьба по камню использовалась во всех исторических периодах развития человечества, во всех странах и у всех народов мира. Особенно широкое распространение она получила в архитектуре, скульптуре и ювелирном деле.

Все, что нужно знать о резьбе по камню для начинающих

В палеолите из камня изготавливали орудия труда. Отсюда произошло название этого периода — каменный век. В палеолите и мезолите обработка камня производилась путем скалывания. В неолите были созданы первые пилы и сверла. Также в это время стали применять шлифовку с использованием песка.

В древнем Шумере резьбу стали применять в архитектуре и глиптике – создании рельефов на драгоценных и полудрагоценных камнях. Древнеегипетские художники изобрели собственный стиль: вокруг фигуры выбирался фон, и она сама становилась выпуклой. В Египте камень применялся во многих сферах: зданиях храмов, дворцов и пирамид, саркофагах, стелах, статуях и сосудах, предметах ювелирного и декоративного искусств. Там же резьба по камню разделилась по видам, каждым из которых занимались разные специалисты.

В античных Греции и Риме большое внимание уделяли красоте общественных мест, где граждане проводили основную часть свободного времени. Здания той эпохи украшены колоннами, резным орнаментом и скульптурами очень высокого качества.

В Средневековье появились первые цеха по обработке камня. В них мастера вырезали высокохудожественные изделия для знати. В эпоху Возрождения искусство снова возвращается к античным образцам и каменная резьба по камню переживает свой расцвет. Она применяется для изготовления ювелирных изделий, ваз, чаш и других предметов утилитарного назначения.

В XIX веке предметы камнерезного искусства наконец-то становятся доступными для широких слоев населения. Но их массовое изготовление привело к снижению качества. В XX веке каменная резьба перестает быть такой популярной, и в то же время она выходит на более профессиональный уровень.

В древней Руси резьба по камню была относительно редкой. Это объясняется недостатком подходящего каменного материала, наряду с широким распространением дерева. Архитектурная обработка камня пришла на Русь вместе с принятием христианства и ориентировалась на византийские образцы. Тогда же появились первые резные иконки-панагии. Наивысший уровень работ этого времени — древнерусская резьба по камню Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире, церковь Покрова на Нерли и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.

Второе рождение отечественная резьба по камню получила на Урале в XVIII веке, как сопутствующее добыче металлов ремесло. Во время разведки месторождений руды попадалось много драгоценных и поделочных камней, которые и стали сырьём для камнерезов.

Петр I основал горное ведомство, которое занялось целенаправленным поиском новых месторождений самоцветов и строительного камня. Разнообразные минералы вызвали огромный интерес к искусству обработки камня. В этом деле русские мастера достигли высокого мастерства, в чем можно убедиться, посетив соборы Санкт-Петербурга и Государственный Эрмитаж. В этих работах видна большая любовь к материалу, понимание его истинной красоты. Основными центрами по обработке стали Санкт-Петербург, Екатеринбург и Колывань.

Художественная резьба по камню в нашей стране продолжила свои традиции и в советское время.

С чего начать

Прежде всего, следует определить, какой именно резьбой вы хотите заниматься. Это может быть одна из следующих областей:

  • архитектура,
  • скульптура,
  • декоративно-прикладное искусство,
  • ювелирное дело.

Архитектурная резьба, в свою очередь, подразделяется на следующие виды:

  • барельеф – выпуклое изображение, выступающее над фоном менее чем на половину объема;
  • горельеф — изображение, выступающее на половину объема или больше;
  • врезанный рельеф — изображение, вдавленное в фон. Примером может служить древнеегипетская резьба букв на камне стен и обелисков;
  • сквозная резьба предполагает узор без фона. Наиболее распространена в качестве алтарных преград.

Скульптура и декоративно-прикладное искусство разделяются в основном по жанрам:

  • портретный,
  • исторический,
  • мифологический,
  • бытовой,
  • символический,
  • аллегорический,
  • анималистический.

Ювелирное дело предполагает работу с камнями разной степени твердости.

Необходимые материалы и инструменты для резьбы по камню

В качестве материала выступает сам камень. А инструменты зависят от вида обработки, но, в любом случае, они должны быть качественными. Используя их, освоить ремесло можно на курсах по резьбе по камню https://tech-school.ru/craft-school/stone-carving-courses. В крупных скульптурных и архитектурных работах понадобятся следующие инструменты:

  • кувалда,
  • небольшой молоток,
  • кирка,
  • щётки, чтобы шлифовать изделие,
  • отбойный молоток,
  • болгарка с дисками по камню,
  • долото или зубило,
  • киянки,
  • стамески,
  • наждачная бумага.

В ювелирном деле и декоративно-прикладном искусстве нужны следующие инструменты:

  • скарпель или резцы для гравирования,
  • чертилка, чтобы проводить прямые линии,
  • различные фрезы, чтобы придавать форму заготовке,
  • напильники разных форм и размеров.

Процесс работы

Работа разделяется на следующие этапы:

  1. создание эскиза, как и в любом проекте;
  2. создание чертежа будущего изделия в 3-х проекциях, а в случае необходимости и с разрезами;
  3. лепка макета из глины или пластилина, чтобы оценить пропорции;
  4. придание приблизительной грубой формы заготовке с помощью отбойного молотка и болгарки;
  5. скалывание всего лишнего молотком и зубилом для проработки деталей; инструмент надо вести под углом не более 45 градусов, чтобы откалывались небольшие осколки;
  6. обработка напильником для сглаживания углов;
  7. полировка изделия наждачной бумагой в порядке возрастания зернистости.

В ювелирном деле и декоративно-прикладном искусстве этапы те же, но с применением другого инструмента.

Советы новичкам

  1. Для начала надо выбирать мягкие породы, более легкие для обработки. Это может быть мыльный камень, алебастр или гипс.
  2. Важно правильно подобрать размер – кусок должен быть больше готового изделия по всем измерениям, потому что все лишнее надо будет удалить.
  3. Далее необходимо тщательно осмотреть заготовку на предмет выявления трещин. При наличии любой трещины, уходящей вглубь, при обработке изделие, скорее всего, рассыплется.
  4. Необходимо соблюдать технику безопасности при работе. Глаза должны быть защищены очками, нос – маской или респиратором, а руки – перчатками.
  5. Инструмент надо вовремя затачивать и осматривать на предмет повреждений. Это ускорит обработку и понизит риск получения травм.

Итог

Резьба по камню на протяжении всей истории человечества оставалась востребованной, хотя и меняла свое значение от чисто утилитарного до элитного и высокохудожественного. Произведения резьбы по камню широко распространены по всему миру. Сейчас она применяется в отделке значимых общественных и дорогих частных зданий, а также в своих менее монументальных формах: скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и ювелирном деле.