Ручная резьба по камню использовалась во всех исторических периодах развития человечества, во всех странах и у всех народов мира. Особенно широкое распространение она получила в архитектуре, скульптуре и ювелирном деле.
В палеолите из камня изготавливали орудия труда. Отсюда произошло название этого периода — каменный век. В палеолите и мезолите обработка камня производилась путем скалывания. В неолите были созданы первые пилы и сверла. Также в это время стали применять шлифовку с использованием песка.
В древнем Шумере резьбу стали применять в архитектуре и глиптике – создании рельефов на драгоценных и полудрагоценных камнях. Древнеегипетские художники изобрели собственный стиль: вокруг фигуры выбирался фон, и она сама становилась выпуклой. В Египте камень применялся во многих сферах: зданиях храмов, дворцов и пирамид, саркофагах, стелах, статуях и сосудах, предметах ювелирного и декоративного искусств. Там же резьба по камню разделилась по видам, каждым из которых занимались разные специалисты.
В античных Греции и Риме большое внимание уделяли красоте общественных мест, где граждане проводили основную часть свободного времени. Здания той эпохи украшены колоннами, резным орнаментом и скульптурами очень высокого качества.
В Средневековье появились первые цеха по обработке камня. В них мастера вырезали высокохудожественные изделия для знати. В эпоху Возрождения искусство снова возвращается к античным образцам и каменная резьба по камню переживает свой расцвет. Она применяется для изготовления ювелирных изделий, ваз, чаш и других предметов утилитарного назначения.
В XIX веке предметы камнерезного искусства наконец-то становятся доступными для широких слоев населения. Но их массовое изготовление привело к снижению качества. В XX веке каменная резьба перестает быть такой популярной, и в то же время она выходит на более профессиональный уровень.
В древней Руси резьба по камню была относительно редкой. Это объясняется недостатком подходящего каменного материала, наряду с широким распространением дерева. Архитектурная обработка камня пришла на Русь вместе с принятием христианства и ориентировалась на византийские образцы. Тогда же появились первые резные иконки-панагии. Наивысший уровень работ этого времени — древнерусская резьба по камню Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире, церковь Покрова на Нерли и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.
Второе рождение отечественная резьба по камню получила на Урале в XVIII веке, как сопутствующее добыче металлов ремесло. Во время разведки месторождений руды попадалось много драгоценных и поделочных камней, которые и стали сырьём для камнерезов.
Петр I основал горное ведомство, которое занялось целенаправленным поиском новых месторождений самоцветов и строительного камня. Разнообразные минералы вызвали огромный интерес к искусству обработки камня. В этом деле русские мастера достигли высокого мастерства, в чем можно убедиться, посетив соборы Санкт-Петербурга и Государственный Эрмитаж. В этих работах видна большая любовь к материалу, понимание его истинной красоты. Основными центрами по обработке стали Санкт-Петербург, Екатеринбург и Колывань.
Художественная резьба по камню в нашей стране продолжила свои традиции и в советское время.
С чего начать
Прежде всего, следует определить, какой именно резьбой вы хотите заниматься. Это может быть одна из следующих областей:
- архитектура,
- скульптура,
- декоративно-прикладное искусство,
- ювелирное дело.
Архитектурная резьба, в свою очередь, подразделяется на следующие виды:
- барельеф – выпуклое изображение, выступающее над фоном менее чем на половину объема;
- горельеф — изображение, выступающее на половину объема или больше;
- врезанный рельеф — изображение, вдавленное в фон. Примером может служить древнеегипетская резьба букв на камне стен и обелисков;
- сквозная резьба предполагает узор без фона. Наиболее распространена в качестве алтарных преград.
Скульптура и декоративно-прикладное искусство разделяются в основном по жанрам:
- портретный,
- исторический,
- мифологический,
- бытовой,
- символический,
- аллегорический,
- анималистический.
Ювелирное дело предполагает работу с камнями разной степени твердости.
Необходимые материалы и инструменты для резьбы по камню
В качестве материала выступает сам камень. А инструменты зависят от вида обработки, но, в любом случае, они должны быть качественными. Используя их, освоить ремесло можно на курсах по резьбе по камню https://tech-school.ru/craft-school/stone-carving-courses. В крупных скульптурных и архитектурных работах понадобятся следующие инструменты:
- кувалда,
- небольшой молоток,
- кирка,
- щётки, чтобы шлифовать изделие,
- отбойный молоток,
- болгарка с дисками по камню,
- долото или зубило,
- киянки,
- стамески,
- наждачная бумага.
В ювелирном деле и декоративно-прикладном искусстве нужны следующие инструменты:
- скарпель или резцы для гравирования,
- чертилка, чтобы проводить прямые линии,
- различные фрезы, чтобы придавать форму заготовке,
- напильники разных форм и размеров.
Процесс работы
Работа разделяется на следующие этапы:
- создание эскиза, как и в любом проекте;
- создание чертежа будущего изделия в 3-х проекциях, а в случае необходимости и с разрезами;
- лепка макета из глины или пластилина, чтобы оценить пропорции;
- придание приблизительной грубой формы заготовке с помощью отбойного молотка и болгарки;
- скалывание всего лишнего молотком и зубилом для проработки деталей; инструмент надо вести под углом не более 45 градусов, чтобы откалывались небольшие осколки;
- обработка напильником для сглаживания углов;
- полировка изделия наждачной бумагой в порядке возрастания зернистости.
В ювелирном деле и декоративно-прикладном искусстве этапы те же, но с применением другого инструмента.
Советы новичкам
- Для начала надо выбирать мягкие породы, более легкие для обработки. Это может быть мыльный камень, алебастр или гипс.
- Важно правильно подобрать размер – кусок должен быть больше готового изделия по всем измерениям, потому что все лишнее надо будет удалить.
- Далее необходимо тщательно осмотреть заготовку на предмет выявления трещин. При наличии любой трещины, уходящей вглубь, при обработке изделие, скорее всего, рассыплется.
- Необходимо соблюдать технику безопасности при работе. Глаза должны быть защищены очками, нос – маской или респиратором, а руки – перчатками.
- Инструмент надо вовремя затачивать и осматривать на предмет повреждений. Это ускорит обработку и понизит риск получения травм.
Итог
Резьба по камню на протяжении всей истории человечества оставалась востребованной, хотя и меняла свое значение от чисто утилитарного до элитного и высокохудожественного. Произведения резьбы по камню широко распространены по всему миру. Сейчас она применяется в отделке значимых общественных и дорогих частных зданий, а также в своих менее монументальных формах: скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и ювелирном деле.