Премьеры «Вишневого сада» в постановке Льва Додина и «Безумного дня, или Женитьбы Фигаро» в интерпретации Владимира Мирзоева стали выдающимся театральным событием в 2014 году.
2014 год отмечен несколькими выдающимися премьерами на лучших театральных сценах страны. Северная столица вновь обратилась к русской классике: Лев Додин во второй раз поставил чеховский «Вишневый сад». В спектакле заняты ведущие актеры Малого драматического театра: Ксения Раппопорт пронзительно трогательна в роли Раневской, Данила Козловский раскрывает образ Лопахина вопреки всем канонам. В его интерпретации это решительный, пробивной, но не слишком порядочный человек нового времени. Режиссер подчеркивает ностальгию героев уходящей эпохи по прошлому, задействовав выразительные средства кино: на импровизированном экране мелькают кадры из жизни счастливого семейства Раневской, не подозревающего о том, что скоро все рухнет, а символом крушения станет продажа вишневого сада. Вопреки опасениям критиков, повтора у Додина не получилось: зрители, купившие билеты на вишневый сад, действительно увидят современное прочтение трагедии людей, оказавшихся не в том месте не в то время, ставшими жертвами истории.
Московскому зрителю предстоит вспомнить европейскую классику: в Академическом театре имени Вахтангова Владимир Мирзоев представляет «Безумный день, или Женитьбу Фигаро» Бомарше. Эта пьеса десятки раз ставилась в России на протяжении 200 лет, а знаменитая интерпретация театра Сатиры считается классической, но Мирзоев не побоялся славы предшественников и создал свою концепцию спектакля. По его мнению, акцент стоит сделать на первую часть названия: режиссер сосредоточил внимание на косности элиты, не успевающей за стремительно меняющимся временем и причиняющей немало вреда окружающим. Конфликт Фигаро и графа Альмавивы в исполнении Максима Суханова – это не просто личная история, а столкновение двух миров. Безумный день в Вахтангова свободен от примет времени, герои одеты в современные костюмы, и тем ярче выглядит противостояние тирана, самодура, наделенного властью, с умным, предприимчивым выходцем из народа.
Спектакли двух мэтров российской театральной режиссуры показывают, как по-разному может восприниматься уходящая эпоха: с налетом неодолимой тоски, как в «Вишневом саде», или как досадная помеха счастью, от которой можно и нужно избавляться, в «Безумном дне». Обстоятельства затягивают Раневскую и Гаева, оставляя им только киноленты из прошлого, но герои Бомарше борются за свою независимость, осознавая, что их судьба зависит только от собственной решительности. Какой образ ближе к современности, решать зрителю.