Пару недель назад в городе Петербурге произошло эпохальное событие – крейсер Аврора ушла со своей вечной стоянки. Еще год назад лично мне это казалось совершенно невозможным, ибо я готов был спорить что она стоит на бетонном постаменте, и вообще – настоящий корпус Авроры давно разрезан и притоплен в Финском заливе.

Аврора на ремонте в Кронштадте (1)

В Кронштадте Аврора появляется не впервые. Еще в 1904 году она впервые пришла на остров, где ее дооборудовали специалисты Обуховского завода. После революции она снова оказалась в Кронштадте, где, как я понимаю, простоял много лет. С неё снимали орудия, из неё делали учебный корабль.

Аврора на ремонте в Кронштадте (2)

Войну крейсер провел в Ораниенбауме, причем на нем почти не оставили вооружения – десять орудий были демонтированы с Авроры и использовались при обороне Ленинграда.

Аврора на ремонте в Кронштадте (3)

После победы в войне, крейсер был отдан в Нахимовское училище, в качестве учебного судна. С него были демонтированы котлы, винт, множество других механизмов, что позволило существенно облегчить вес корабля.

Аврора на ремонте в Кронштадте (4)

В начале 80-х годов корабль обследовали, и выяснилось что он находится в не самом хорошем состоянии, нуждаясь в капитальном ремонте. Именно тогда обсуждался вопрос установки крейсера на бетонную подушку, что видимо и породило многочисленные слухи о том, что Аврора – давно бетонная и не держится на воде.

Аврора на ремонте в Кронштадте (5)

Из всех вариантов ремонта остановились на восстановлении крейсера во внешнем виде, в котором тот пребывал в 17 году. И в 1984 Аврора ушла на ремонт, с которого и вернулась в привычном нам виде.

Аврора на ремонте в Кронштадте (6)

Посмотрите – до сих пор сохранен оригинальный литой бронзовый форштевень!

Аврора на ремонте в Кронштадте (7)

Какой замечательный, не знаю как правильно называется этот изгиб на подводной части носа.

Аврора на ремонте в Кронштадте (8)

Аврора дошла за четыре часа из Питера до Кронштадского морского завода и встала на деревянные киль-блоки в доке Велещинского.

Аврора на ремонте в Кронштадте (9)

В доке Аврора стоит не одна, а с очень серьезным соседом – ледоколом Красин.

Аврора на ремонте в Кронштадте (10)

Работы на Авроре начались практически сразу — освидетельствование, дробеструйка, окраска.
Это дорогого стоит – прикоснуться к форштевню такого корабля.

Аврора на ремонте в Кронштадте (11)

Вокруг носовой  и кормовой частей корабля возведены леса, по которым можно подняться до уровня ватерлинии.

Аврора на ремонте в Кронштадте (12)

Интересно, что Красин заведен в док носом вперед, а Аврора – носом к батопорту.

Аврора на ремонте в Кронштадте (13)

Все знали, что с Авроры был снят винт, но оставлена рама пера руля. Насколько я понимаю, после откачивания воды из дока всех удивило то, что само рулевое перо отлично сохранилось. Это особенно удивительно потому, что оно – деревянное, из тика. Выбор тика обусловлен тем, что это дерево прекрасно сопротивляется гниению. Посмотрите – металлическая обшивка пера расслаивается, а дерево находится в достойной форме. Предполагаю что перо будет снято и перенесено в какой-нибудь музей.

Аврора на ремонте в Кронштадте (14)

Мы старались ходить крайне аккуратно, не мешая рабочим завода.

Аврора на ремонте в Кронштадте (15)

Вообще это поразительно – идти по доку, в котором свободно помещается два корабля и остается еще столько же свободного места. Сам док – безусловно произведение искусства.

Аврора на ремонте в Кронштадте (16)

Тут все огромное. Если посмотреть вверх, можно представить себя героем фильма Спилберга про марсиан на боевых треножниках. Только тут четыре ноги.

Аврора на ремонте в Кронштадте (17)

Посмотрите – какие потрясающие стены у дока!

Аврора на ремонте в Кронштадте (18)

Док Велещинского прекрасен, но рядом расположенные – ничуть не хуже. Вот в этом, например, стоит совершенно замечательная подводная лодка, которую я не уверен что можно выкладывать. Зато стену дока – можно.

Аврора на ремонте в Кронштадте (19)

На каждом шагу тут находятся удивительные исторические предметы.

Аврора на ремонте в Кронштадте (20)

Но, несмотря на потрясающую территорию завода, речь все же про корабли. Красин оказался незаслуженно забыт в этой заметке, что надо срочно исправить. Итак – вот он, ледокол.

Аврора на ремонте в Кронштадте (21)

В отличии от Авроры, на Красине стоит родной винт, и вообще – сохранено машинное отделение.

Аврора на ремонте в Кронштадте (22)

Глядя на днище Красина понимаешь – насколько непросто идти сквозь лед. Вот эти волнистые деформации – следствие борьбы металла и льда. Еще больше поражают заклепки – видно что они все стерты по ходу движения корабля.

Аврора на ремонте в Кронштадте (23)

Потрясающе – два прекрасных корабля и так рядом.

Аврора на ремонте в Кронштадте (24)

А если повернуться и посмотреть в другую сторону – можно насладиться гаванью.

Аврора на ремонте в Кронштадте (25)

Спасибо больше Кронштадскому судоремонтрому заводу за возможность прикоснуться к истории.

Аврора на ремонте в Кронштадте (26)

Покидая Аврору, увидел надпись, неподалеку от носовой части. Написано явно после прихода крейсера. В добрый путь, Аврора.

Аврора на ремонте в Кронштадте (27)

Источник